15 августа 1945 года родилась актриса ЕКАТЕРИНА ВАСИЛЬЕВА...
15 августа 1945 года родилась актриса ЕКАТЕРИНА ВАСИЛЬЕВА... Как рассказывала актриса, она является близкой родственницей знаменитого педагога Антона Семеновича Макаренко – он был родным братом ее деда Виталия, который в числе белогвардейцев эмигрировал в двадцатых годах из России, не сумев вывезти свою беременную жену. "И Антон усыновил мою маму, и она выросла среди колонистов и тех замечательных педагогов, которые работали с детьми", - вспоминала она. У нее есть младший брат Антон, эколог, публицист, режиссёр. Когда ей было 12 лет родители развелись. Отец в воспитании детей практически не участвовал, поэтому и самой Екатерине пришлось рано начать работать, чтобы поддержать мать. Она разносила почту, а по вечерам посещала театральную студию. В такой ситуации на школу времени почти не оставалось и училась Екатерина плохо. В 1962 году поступила во ВГИК, который окончила в 1967 году, мастерская В. В. Белокурова. После окончания вуза была принята в труппу Московского драматического театра им. М. Н. Ермоловой, в которой прослужила до 1970 года, была занята в спектаклях «Стеклянный зверинец» Теннеси Уильямса и «Месяц в деревне». В 1970 году Васильева перешла работать в «Современник», на сцене которого она выступала до 1973 года, работала в постановках «Валентин и Валентина» и «Как брат брату». С 1973 года - актриса МХАТа. Среди ее работ: «Эшелон», «Иванов» Антона Чехова, «Мы, нижеподписавшиеся», «Чайка» Антона Чехова, «Дядюшкин сон», «Вагончик» Н. А. Павловой (роль — прокурор), «Обвал» по М. Джавахишвили (роль — Маргарита Хевистави), «Господа Головлёвы», «Серебряная свадьба», «Тамада» А. М. Галина (роль — Ирина Минелли), «Перламутровая Зинаида», «Игры женщин», «Из жизни дождевых червей», «Любовь как тихий вечер...» (роль — Йоханна Луиза Хэйберг). Работала в Театре на Красной Пресне — «Отчего застрелился Константин» (1987), Театре на Таганке — «Электра» (1992), Центральном академическом театре Российской армии — «Орестея» (1994, эксклюзивный проект Международной конфедерации театральных союзов), Театральном товариществе «814» — «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1998). В кино дебютировала еще будучи студенткой - снялась в фильме «На завтрашней улице» (1965). Более серьезные роли исполнила значительно позже. Популярность у зрителей актриса завоевала благодаря роли атаманши в фильме «Бумбараш», дежурной в «Вас вызывает Таймыр», Анаис Бопертюи в «Соломенной шляпке». Также широкую любовь публики завоевали картины с ее участием «Не болит голова у дятла», «Поздние свидания», «Ключ без права передачи», «Чародеи», «Обыкновенное чудо». Безусловно успешной стала работа актрисы в в трагикомедии «Визит дамы» Михаила Козакова, где она предстала в образе миллионерши, вернувшейся в родной городок, чтобы помочь любимому человеку, который когда-то её предал. В 1993 году актриса решила оставить и сцену, и кинематограф, и ушла послушницей в Толгский монастырь. О том, как так случилось, что она сменила мирскую жизнь на религиозную, актриса рассказывала: "Господь привел меня в Церковь через подругу. В то лето наша семья снимала дачу в Лесном городке. Неожиданно у сына Мити, ему было тогда два года, поднялась страшная температура. Я не знала, что делать. Ночью мы с мужем, Михаилом Рощиным, побежали в поселок. Нашли детский сад. Разбудили врача. Женщина, заспанная, не очень соображая, что делает, как она призналась позже, совершенно случайно сделала нужную клизму. И Митя на наших глазах будто воскрес. С тем врачом, Катей Трубецкой, мы очень подружились. Катя – прямой потомок именитого рода Муравьевых, замужем была за потомком не менее известных Трубецких и, кроме всего прочего, родная племянница недавно почившего владыки Василия Родзянко. Она выросла в православной традиции, всю жизнь была церковным человеком. Именно Катя Трубецкая с достаточной настойчивостью привела меня в храм, что в Телеграфном переулке, это Антиохийское подворье, тогда очень популярное, где собиралась верующая интеллигенция. Моим духовным наставником стал отец Владимир Волгин, тоже друг Катюши". О том, что ушла из профессии, актриса не жалеет: "Вы знаете, чем дальше от нее отхожу, тем меньше хочется о ней вспоминать и ею заниматься. Хотя я очень любила свою профессию, любила играть в театре. А вот в кино сниматься не любила, делала это исключительно ради того, чтобы получить большую известность, заработать денег – одним словом из чистого расчета. Без кинематографа актеру ну никак творческой карьеры не сделать и признания не добиться".
В 1996 году Васильева вернулась в кинематограф, сыграв в телесериалах «Королева Марго» и «Графиня де Монсоро» королеву Екатерину Медичи, затем появилась в картине Валерия Приёмыхова «Кто, если не мы».
В 2000-е нередко появлялась в телесериалах. В 2001-м получила Приз XII-го кинофестиваля «Созвездие» в номинации «Лучшая женская роль» за роль Софьи Ивановны в мелодраме Олега Янковского «Приходи на меня посмотреть». В 2009-м была удостоена звания «Лучшей актрисы года» на III-м Международном кинофестивале «Русское зарубежье» (Москва) за роль в исторической драме «Кромовъ». Теперь Васильева весьма скрупулезно относится в выбору ролей, а разрешение на съемки спрашивает у своего духовного отца. Также актриса вернулась и на театральную сцену.
Сын окончил ВГИК, но ныне - протоиерей, настоятель Храма святителя Николая на Трех Горах. Его жена Любовь — дочь известного скульптора и общественного деятеля Вячеслава Клыкова. Сын подарил актрисе внуков: Прасковья, Фёдор, Агафья, Серафим, Дмитрий, Афанасий, Иван.