86 лет – это весьма почтенный возраст, но многим поклонникам музыки Мишеля Леграна не хотелось верить, что его талант смертен. Композитор создал немало уникальных произведений, самым известным из которых стал мюзикл «Шербурские зонтики»... *

86 лет – это весьма почтенный возраст, но многим поклонникам музыки Ми

86 лет – это весьма почтенный возраст, но многим поклонникам музыки Мишеля Леграна не хотелось верить, что его талант смертен. Композитор создал немало уникальных произведений, самым известным из которых стал мюзикл «Шербурские зонтики»... *
... Мишель Легран родился в Париже 24 февраля 1932 года. 'Единственное, чем я хотел заниматься в жизни, была музыка. В детстве я был вынужден целыми днями сидеть дома один, потому что моя бедная мама работала. К счастью, у нас было пианино, и оно было моим единственным другом. Я играл дни напролет: услышав мелодию по радио, пытался наиграть ее, подобрать аккорды. Оттого, что музыка рано вошла в мою жизнь, я почувствовал, что она и есть мой мир.

Мое детство было грустным и одиноким. Но когда мне было 10, я смог поступить в Парижскую консерваторию. Она стала моим домом, моей планетой, моим языком на целых 11 лет. Странно, но в то время не было класса инструментовки. Я очень интересовался этим, и мне приходилось посещать классы по всем инструментам: трубе, тромбону, скрипке, виолончели, арфе. Во время войны джаз был под запретом, и мы могли слушать только старомодные джазовые записи. Но в 1947 году, я очень хорошо помню, мой друг предложил мне сходить на концерт Dizzy Gillespie. Мы никогда о нем не слышали. Он давал два концерта, я был на обоих. Моя жизнь в джазе началась в ту ночь.

Закончив консерваторию, я начал зарабатывать на жизнь: аккомпанировал солистам-классикам. Я был неизвестен, и рассчитывать на классическую карьеру не приходилось. Затем около двух лет я работал с Морисом Шевалье, он и привез меня впервые в Нью-Йорк в 1956 году. Я выпустил первый альбом и назвал его 'Я люблю Париж'. Там были собраны французские мелодии, аранжированные и оркестрованные мной. Странно, но этот альбом был большим хитом в Америке. В 1959 году в Париже появилась целая плеяда новых кинодиректоров. Они хотели перевернуть мир кино. Я работал с многими из них около 10 лет. Жак Дэми, Агнус Варда, Жан-Люк Годар - мы создавали фильмы, которые были настоящим искусством. Это было прекрасно! Жак Дэми и я сняли 'Шербурские зонтики' в 1963 году. Это был первый полностью спетый музыкальный фильм, раньше такого никто не делал. ' 'Я не пишу за фортепиано. Я пишу в тишине за столом. За инструментом у тебя только 10 пальцев, а в воображении - у тебя бесконечность. Я слышу музыку в тишине. Есть музыка разума и музыка сердца. Я пишу музыку сердца. И создаю ее для тишины, а зрительный зал служит для того, чтобы сделать эту тишину более глубокой'.

'Я не верю в прошлое. Когда что-то остается позади, я хочу это забыть. Я никогда не слушаю собственную музыку, никогда, никогда. Закончив альбом, я слушаю его, чтобы убедиться в техническом качестве, а затем даже не имею его дома. По многим причинам. Одна из них, я не хочу ни о чем жалеть: 'Почему я сделал так, а не эдак'. Еще не хочу искушать себя: ' О, я делал это 10 лет назад, и здорово получилось! Может еще раз попробовать то же самое!' Таким образом, у меня нет прошлого. С каждым утром - я другой. Моя мечта - быть бодрым, новым, разным, полным надежд'. Редкому музыканту присуждалось столько музыкальных и кинематографических премий, сколько маэстро Леграну.

Он написал музыку более, чем к 200 кинофильмам, нескольким мюзиклам, записал более 100 альбомов. Трижды он завоевывал Оскара, пять раз получал премию Грэмми. Его первый альбом 'Я люблю Париж', который он выпустил в двадцатидвухлетнем возрасте, стал бестселлером среди альбомов инструментальной музыки. Он виртуоз джазовой и классической фортепианной музыки, аранжировщик и композитор. Он работал с Морисом Шевалье, Miles Davis, Эдит Пиаф, Барбарой Стрейзанд и многими другими. В свободное время он летает на собственном самолете, ездит верхом, плавает на яхте, проводит время с женой, детьми и внуками.

Очень немногие знают, что Легран наполовину армянин. Вот, что он сам рассказывает: «Моего деда по материнской линии звали Саркис Дер Микаэлян.
В 1917 году он подвергся геноциду и бежал во Францию. Он был настоящим армянином: чрезмерно эмоциональным, страстным, щедрым. Я жил с мамой в его доме в Аньере 6 лет. Иногда по воскресеньям он тащил меня в армянскую церковь на улице Жана Гужона. Эти длинные церемонии были ужасно скучными. У деда был граммофон и много пластинок Om Kalsoum (известного египетского певца), которого он обожал. А руководителем одного оркестра был Жан Хелян, мой дядя… Восемь лет назад мы с моей сестрой провели неделю в Ереване, нашли своих родственников. Это было очень удивительно – коснуться своих корней. Играя с Ереванским филармоническим оркестром, я получил большое удовольствие, у меня было чувство, что я играю если не с братьями, то уж точно с двоюродными братьям...
.....................................................
* Его карьерные достижения не раз отмечали престижными премиями в разных сферах. Он три раза становился обладателем национальной кинопремии США «Оскар». Так критики отметили его песню «Ветряные мельницы твоего сознания» («The Windmills of Your Mind») к киноленте «Афера Томаса Крауна».

Помимо этого, Мишель Легран получил целых 5 премий «Грэмми» и «Золотой Глобус». В целом композитор оставил после себя более 200 песен к кинофильмам и неизгладимое впечатление от работы с такими знаменитыми исполнителями, как Рэй Чарльз, Жан Кокто, Фрэнк Синатра и Эдит Пиаф...

(Источник:Music Library)