9 000 женщин Короля Монгкута или какими были гаремы тайских королей

9 000 женщин Короля Монгкута или какими были гаремы тайских королей

9 000 женщин Короля Монгкута или какими были гаремы тайских королей #facts@taidream

Здесь фотографии гаремной жизни из Национального архива Таиланда. Фотограф одна из жен Рамы Пятого Эрб Буннаг.

Таиланд как государство в том виде, в котором он сейчас существует сформировался не так уж и давно. Применительно к этой стране мы можем говорить, как минимум, о семи королевствах — Кхмерская империя, Дваравати, Сукхотай, Аютия, Таиланд, Ланна, Нан. Причем последние два, будучи в зависимости от Таиланда, формально присоединились к нему уже в двадцатом веке*.

*Примечание: до 1939 года королем Ланна номинально считался Кэо Наоварат (впрочем, функции у него были сугубо представительские). Нан — окончательно стал частью тайского государства только в 1931 году.

Сложность написания материала о гаремах тайских правителей в том, что достоверной информации на эту тему на русском языке очень мало, если не сказать, что нет совсем. В интернете и СМИ тиражируются байки о сотнях жен короля Рамы V (что, на мой взгляд, является большим преувеличением) и девяти тысячах женщин в гареме короля Монгкута (объяснение этому ниже), но чего-либо не вызывающего сомнения в достоверности просто нет.

А потому развернутого очерка, такого, какой можно сделать о гаремах Китая или Древней Индии, ожидать применительно к тайским гаремам не стоит. Но кое-что собрать по крупицам попробуем.

Как и гаремы в других культурах, гаремы тайских королей имели несколько основных функций. Все они лежат в пласте человеческих инстинктов. Помимо инстинкта сексуального любопытства и продолжения рода, которым, как и любой нормальный мужчина, руководствовался монарх, были и другие более важные — и главный из них — демонстрация своего места в социальной иерархии, подтверждение статуса.

Со времен легендарного короля Сукхотая Рамкамхэнга правители Сиама символизировали, скажем так, союз меча, орала и колеса-дхармы. По индуизму, который предшествовал на территории Таиланда буддизму и стал его составной частью впоследствии, король был великим воином-кшатриеем (Маха Касат — тайск.). В тоже время, согласно буддизму Тхеравады — король следует законам Дхармы. И он же — отец (пхо — тайск.) для всего народа. В этой связи стоит обратить внимание на традиционный майский ритуал Первой борозды (Церемония Первого Плуга), когда король символически оплодотворяет народ Сиама.

С тех пор королевская власть в Таиланде проходила и процесс сакрализации (времена Аютии, когда был заимствован культ дева-раджи — короля-бога и король считался аватарой бога Вишну), и процесс частичной десакрализации (девятнадцатый-двадцатый века), но суть ее оставалась прежней — Король Таиланда — Отец нации. По большому счету все женщины страны — его жены. Но поскольку, даже при очень сильном желании, соединиться со всеми подданными женского пола представляется крайне затруднительным, король довольствовался гаремом, в котором были и жены, и наложницы.

Количество женщин в гареме, по всей видимости, ограничивалось только желанием короля, его подверженности сабайной составляющей характера любого из тайцев и его материальными возможностями. Так, особо почитаемый в народе король Рама V (Чулалонгкорн) имел 92 жены (по другим данным 153 жены). У его предшественника короля Монгкута (Рама IV) было 39 жен и 82 ребенка.

А как же 9000 женщин гарема короля Монгкута, благодаря которым он регулярно попадает в рейтинги такие, как «Самые крутые мачо в истории человеческой цивилизации» Всё объясняется достаточно просто. Во «Внутреннем дворце» (так именовали гарем) королей Сиама, на самом деле, могло быть и больше женщин. Это был, можно сказать, отдельный город, пространство которого было закрыто для всех мужчин, кроме, разумеется, самого Короля.

Дети мужского пола могли проживать на территории Внутреннего Дворца до одиннадцати лет. Другие мужчины могли получить разрешение на посещение этого женского города только в исключительных случаях и при них всегда были женщины, охранявшие дворец.

Не только охрана, но и административные, церемониальные, судебные функции — все выполняли женщины. Повара, горничные, служанки, кормилицы — огромное количество женщин было задействовано в гареме, при этом они не были ни женами короля, ни его наложницами. На самом деле, при его желании любая из этих дам, могла перейти из разряда, например, горничной, в разряд наложницы или жены, и, надо сказать, что такие случаи бывали. Но в целом, иерархия Внутреннего дворца была строгой.

На самом верху были главные жены Короля знатного происхождения. Далее жены короля в зависимости от знатности. Далее наложницы. И уже потом все остальные.

Когда какая-то из жен короля рожала ему ребенка, она получала отдельную резиденцию для проживания со своей свитой.

Разумеется были интриги, особенно тогда, когда порядок престолонаследия был несколько неопределенным. Так, было время, когда наследником престола мог быть только старший сын главной королевы. Но на практике вследствие разного рода закулисных сделок между придворными кланами этот порядок нарушался.

Гаремы тайских королей использовался не только для внешней брачной дипломатии (яркий пример, женитьба Рамы V на принцессе Лан На (Ланна) Dara Rasami), но и для внутренней. Для знати в разных регионах Сиама было за честь отдать свою дочь в королевский гарем. Через них устанавливались нужные связи, рождались союзы кланов. Собственно, всё это продолжается и сейчас, может, не столь изощренно как раньше и, точно уж, не так явно.

А как сейчас

Формально, насколько мне известно, возможность иметь много жен есть у тайского монарха и в наше время. В 1924 году был принят Закон о престолонаследии согласно которого первым в линии претендентов на трон является старший сын почившего монарха от главной королевы, т. е. самим законом предполагается наличие и неглавной королевы.

Что интересно законодательный запрет на многоженство для простых тайцев был введен еще во времена Рамы V. Формально этот закон соблюдается, что, впрочем, не мешает обеспеченным мужчинам кроме основной жены иметь еще и младшую жену (миа ной тайск.).

И хочется отдельно упомянуть важнейшее отличие гаремов тайских правителей от подавляющего большинства гаремов других правителей. Это отсутствие евнухов. Почему практически везде евнухи были обязательным атрибутом гаремов, а в Таиланде — нет, сказать сложно.