Имя знаменитой Елены Образцовой известно всему миру, и не только поклонникам оперы. «В моей жизни было три потрясения, — говорит великий режиссёр Франко Дзеффирелли, — Анна Маньяни, Мария Каллас и Елена Образцова».

Имя знаменитой Елены Образцовой известно всему миру, и не только покло

Имя знаменитой Елены Образцовой известно всему миру, и не только поклонникам оперы. «В моей жизни было три потрясения, — говорит великий режиссёр Франко Дзеффирелли, — Анна Маньяни, Мария Каллас и Елена Образцова». ===============================

Нет, пожалуй, ни одного города мира, где бы не выступала прославленная певица. Как не осталось и наград, которыми бы она не была увенчана, — от звания народной артистки СССР и медали Героя Социалистического Труда до лауреатства на самых престижных конкурсах. Но, как и всем большим художникам, хватило на её долю и испытаний. А начиналось всё, конечно же, с детства…

— Я РОДИЛАСЬ в 1939 году в Ленинграде. Самые ранние воспоминания связаны с войной, блокадой Ленинграда, постоянным голодом и нуждой. Всё время хотела есть и кричала «аога» — тревога и «анитки» — зенитки. Отец с дядей ушли на фронт, а мы с мамой, тётей и бабушкой остались в Ленинграде. Страшно было: однажды я увидела в подъезде умершего от голода человека, и это зрелище до сих пор стоит перед глазами. Когда нас эвакуировали по Ладожскому озеру, стояла лютая зима, но лёд не всегда выдерживал грузовики с людьми, и несколько машин ушли под воду. Нас Бог миловал, и стало немного проще, но всё равно до окончания войны голод и нужда преследовали всех.

Когда мы вернулись в Ленинград, то узнали, что нашу большую квартиру в старинном особняке отдали другим людям и нам в этой квартире выделили всего комнатку. Даже свои вещи мы выкупали потом у этих людей. Дорогие бабушкины и дедушкины вещи пропали совсем, а наши портреты, фотографии, пластинки нам удалось выкупить у новых жильцов. Для меня всё это было дико, я никак не могла понять: почему нам нужно выкупать свои же вещи Но вскоре это отошло на второй план, так как меня вновь увлекла музыка. Я обожала петь и всегда, где только могла, что-то напевала. Соседи так и звали меня «певица» и жаловались маме, что я целый день завожу патефон. В первом классе пошла записываться в хор, но меня не взяли.

— Почему

— Я не знала ни одной песни до конца. Заучивать тексты для меня было самым страшным наказанием! Но я так горько плакала, что надо мной сжалились и приняли в хор условно. И вновь пришлось заучивать тексты. Помню, когда я окончила школу, то сказала родителям, что выберу профессию, где не надо будет ничего учить. Видимо, Бог наказал меня за такое упрямство: пришлось всю жизнь разучивать арии (смеётся).

— Куда же вы пошли учиться после школы

— Я хотела пойти в консерваторию, но отец воспротивился моему желанию и заставил отправиться на подготовительные курсы в радиотехнический вуз. Папа сказал, что из меня не выйдет певицы, так как я совсем не умею петь, и поэтому не стоит тратить время на глупости. Но я всё-таки не смирилась с этим и тайком от родителей пошла поступать в консерваторию. Там был жуткий конкурс — 100 человек на место.

— Вы, конечно же, поступили

— Да. Спела приёмной комиссии третью песню Леля из «Снегурочки», затем романс Римского-Корсакова «Октава». Мне говорят: «Спасибо, вы свободны!», а я упрашивала послушать ещё несколько песен, чтобы экзаменаторы могли понять, насколько широк мой диапазон. Комиссия хохотала надо мной, но петь разрешила. Вечером я узнала, что поступила, и всю дорогу домой улыбалась от счастья. А люди оборачивались на меня, наверное, думая, что я не в себе.

— Как родители восприняли известие о вашем поступлении

— Папа целый год со мной не разговаривал из-за этого. Когда я отучилась в консерватории 3 курса и получила две золотые медали на конкурсах, меня пригласили работать в Большой театр. Тогда отец уже не так скептически высказывался относительно моего желания стать певицей. Родители гордились мной и были счастливы, что мне удалось добиться своей цели.

Блестяще окончив в 1964 году Ленинградскую консерваторию, Образцова сразу становится солисткой Большого театра. Вскоре она летит в Японию с бригадой артистов, а затем выступает в Италии с труппой Большого театра. На сцене «Ла Скала» молодая артистка исполняет партии Гувернантки («Пиковая дама» Чайковского) и княжны Марьи («Война и мир» Прокофьева).

До сих пор ходят легенды о ее триумфе на сцене «Ла Скала», хотя с момента этого события прошло уже много лет. Ее первое выступление в «Метрополитен-опера» по длительности овации было названо «самым грандиозным дебютом за всю историю театра».
.......................................
Источник: использованы материалы из интервью газете "Аргументы и факты"