ИСТОРИЯ ЛЮБИМОГО НОВОГОДНЕГО ФИЛЬМА

ИСТОРИЯ ЛЮБИМОГО НОВОГОДНЕГО ФИЛЬМА

ИСТОРИЯ ЛЮБИМОГО НОВОГОДНЕГО ФИЛЬМА Вашему вниманию док. фильмы о том, как снимали фильм Э. Рязанова "ИРОНИЯ СУДЬБЫ, ИЛИ С ЛЕГКИМ ПАРОМ!", а также чит. о том, как искали актеров на главные роли в фильме.
История, рассказанная в фильме, имела реальную основу. В начале 60-х композитор и известный шутник Никита Богословский в канун Нового Года надумал отвезти своего пьяного товарища на вокзал. Заплатив пятерку проводнице, его с пятнадцатью копейками в кармане посадили в вагон и отправили в Киев. Разница между героем фильма и его прототипом в том, что последний своего счастья в Киеве не нашел.
Услышав эту историю, Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов написали пьесу, которая в 60-е годы с успехом шла в театрах страны, а потом перекочевала на телеэкран. На главную женскую роль – Нади Шевелевой – среди прочих пробовались Алиса Фрейндлих, Светлана Немоляева и Людмила Гурченко. А на роль Жени Лукашина – Олег Даль и Андрей Миронов. Но Рязанов остановил свой выбор на Барбаре Брыльской и Андрее Мягкове. Брыльска сразу ответила согласием на предложение русского режиссера. Однако при приятной внешности и особом женском очаровании у польской актрисы был хрипловатый голос и сильный акцент. Поэтому в фильме ее героиню озвучила Валентина Талызина, а песни за нее спела Алла Пугачева. Кстати, будучи брюнеткой, Барбара Брыльска накануне съемок фильма перекрасилась в блондинку. А после шумного успеха «Иронии судьбы…» решила такой и остаться.
На роль Ипполита был утвержден Олег Басилашвили, для которого даже сшили костюмы. Однако незадолго до начала съемок у него умер отец, и актера срочно заменил Юрий Яковлев. К счастью, костюмы пришлись ему впору. Но, по иронии судьбы, лицо Басилашвили все-таки появилось в фильме. В эпизоде, когда Женя Лукашин бросает в окно фотографию Ипполита, на ней изображен… Олег Басилашвили. Это можно заметить, когда Надя Шевелева поднимает фото со снега. Режиссер не заметил «ляпа», а потом просто не успел переснять этот кадр.
С выбором остальных артистов у Рязанова никаких проблем не было.
– Меня нашли по мосфильмовской картотеке, – рассказывает Ольга Науменко, сыгравшая Галю. – Я прочитала сценарий и сразу поняла, что фильм понравится зрителям. Да и все мы, снимаясь, уже догадывались об успехе. По сценарию моя героиня была отрицательным персонажем. Это уже на съемочной площадке Эльдар Александрович решил, что играть ее нужно как несчастную женщину, чтобы зритель ее пожалел. До сих пор люди подходят ко мне на улице и говорят: «Не расстраивайтесь, Галя! Он этого не стоит!»
– Фильм мы снимали в марте, когда снег уже почти растаял, – говорит художник-постановщик картины Александр Борисов. – Пришлось пойти на хитрость: вместо снега мы использовали вату, пенопласт и мелкие кусочки бумаги, которые кружились с помощью специального аппарата. Так мы изображали вьюгу.
Несмотря на искусственную зиму, Юрий Яковлев все же едва не простудился на съемках.
– В эпизоде, когда я в одежде залезаю в ванну, из душа на самом деле шла ледяная вода, – смеется Юрий Васильевич. – И фраза: «О, тепленькая пошла!» у меня вырвалась сама собой. Так решили и оставить.
Пострадали от холода и четверо любителей бани: Андрей Мягков, Георгий Бурков (Миша), Александр Белявский (Саша) и Александр Ширвиндт (Павлик).
– Эта история уже стала хрестоматийной, – рассказывает Ширвиндт. – «Банные» сцены мы снимали поздней ночью в холодном павильоне «Мосфильма», а вовсе не в Сандунах, как многие думают. Из настоящей бани нам привезли лишь две бочки настоящего пива и пальмы в кадках. А поскольку было холодно, и был день рождения у Саши Белявского, каждый для нас принес с собой по бутылке сорокаградусной. Этими бутылками мы заменили бутафорские и сложили их к Жоре Буркову в портфель. Так что в кадре мы пили по-настоящему. Конечно, после очередного дубля мы здорово захмелели, и Рязанов, заметив это, съемку прекратил. На следующий день мы сыграли несколько дублей трезвыми. Однако в фильм попал тот, который отсняли именно в первую ночь!
– Полностью фильм мы закончили летом, в июне, – рассказывает Эльдар Рязанов, – и шесть месяцев картина ждала нового, 1976 года, а в месте с ним и телевизионной премьеры. Все это время до меня регулярно доходили разные слухи: говорили, например, что картину не выпустят из-за пропаганды пьянства. На наше счастье, раньше всех в СССР фильм посмотрел Брежнев, и ему картина очень понравилась. Так 1 января 1976 года «Иронию судьбы…» впервые показали по телевидению.

И еще немного о кинопробах:
В фильме замечательно сыграли Андрей Мягков, Барбара Брыльска, Юрий Яковлев. ПОЧЕМУ СЫГРАЛИ ИМЕННО ОНИ И КТО ЕЩЕ ПРОБОВАЛСЯ НА ГЛАВНЫЕ РОЛИ На роль Нади Шевелевой пробовались: Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, Антонина Шуранова, актриса Кировского драмтеатра Марина Меримсон, Валентина Талызина, голосом которой впоследствии говорила главная героиня и другие. Также режиссёра долго и упорно уговаривали пригласить Алису Фрейндлих. Но Рязанов вспомнил польскую мелодраму «Анатомия любви», где главную женскую роль играла Барбара Брыльска. Он раздобыл ее телефон и позвонил ей в Варшаву. Прочитав сценарий, Барбара вылетела на кинопробы в Москву. Её версия роли оказалась самой убедительной. Единственным, но серьезным препятствием для актрисы оказался ее низкий голос и неискоренимый акцент. А ведь ее героиня — учительница русского языка, да еще и поющая! Менять национальность и профессию Нади Шевелевой Рязанову не хотелось, он решил совместить внешность Барбары с голосами Аллы Пугачевой и Валентины Талызиной. Правда, забыл упомянуть их в титрах, что породило немало обид. Талызина никогда не скрывала своей нелюбви к "этой польке", а на одной из актерских тусовок открыто заявила о своих правах: "Я за Брыльскую говорила, Пугачева — пела. А она получила государственную премию. За что" Барбара спорить не стала: "Ты права, но я себе этой премии не давала", однако так и не переубедила актрису. Рязанов же был очень доволен исполнительницей главной роли. Именно ей удалось быть по - ленинградски интеллигентной, глубокой и трепетной одновременно...
Женю Лукашина очень хотел сыграть Андрей Миронов, но Рязанов видел его лишь в образе Ипполита. Кроме того, говорить о том, что персонаж Миронова не пользовался бы успехом у женщин по сюжету было не возможно — никто бы не поверил, поэтому его кандидатура не рассматривалась. Хотя кинопробы Миронов проходил. Причем, в паре с Гурченко. Но у актеров не получилось. Они оба сразу сбились с нужной интонации на эксцентричность и гротесковость, что у них блестяще получилось в фильме "Соломенная шляпка". А Ипполита Миронов не захотел играть уже сам. Он считал, что эта роль полностью отрицательная, и Рязанов переубедить его никак не смог. Пробовались также Пётр Вельяминов, Станислав Любшин.
Первоначально роль Ипполита должен был играть Олег Басилашвили. Он начал активно сниматься. Более того, Женя выбрасывает в окно фотографию Ипполита, а позднее Надя поднимает из снега уже фотографию не Юрия Яковлева, а Олега Басилашвили, который ранее снялся в нескольких эпизодах, но вынужден был отказаться из-за смерти отца. Этот кадр переснять уже не успели из-за того, что наступила весна, и снег растаял. Рязанову для замены нужен был исполнитель не только равного таланта, но и похожей фактуры. И тогда он обратился к Юрию Яковлеву, все объяснил и попросил выручить и его и картину. К чести Яковлева, он не обиделся на то, что его пригласили в качестве замены, и сразу дал свое согласие. «Какая гадость эта ваша заливная рыба» и «О, тепленькая пошла» — фразы, которых не было в сценарии фильма. Это была импровизация Юрия Яковлева. Рыба была действительно дрянная, а теплая вода в павильоне «Мосфильма» — явление довольно редкое.
С Галей, несостоявшейся невестой главного героя, тоже было непросто. На ее роль пробовалось несколько актрис, в частности, Наталья Гвоздикова. Но в итоге Рязанов остановил свой выбор на Ольге Науменко.
Знаменитую сцену в бане, где перед Новым годом собираются друзья, снимали после первомайских праздников. Под лестницей в одном из коридоров «Мосфильма» установили банные скамейки и весы. Эта история уже стала хрестоматийной, – рассказывает Ширвиндт. – «Банные» сцены мы снимали поздней ночью в холодном павильоне «Мосфильма», а вовсе не в Сандунах, как многие думают. Из настоящей бани нам привезли лишь две бочки настоящего пива и пальмы в кадках. А поскольку было холодно, и был день рождения у Саши Белявского, каждый для нас принес с собой по бутылке сорокаградусной. Этими бутылками мы заменили бутафорские и сложили их к Жоре Буркову в портфель. Так что в кадре мы пили по-настоящему. Конечно, после очередного дубля мы здорово захмелели, и Рязанов, заметив это, съемку прекратил. На следующий день мы сыграли несколько дублей трезвыми. Однако в фильм попал тот, который отсняли именно в первую ночь!"
Как мы помним, фильм начинается с сатирической мультипликационной заставки про создание типовых архитектурных проектов и повсеместное распространение совершенно одинаковых домов, формирующих совершенно одинаковые микрорайоны в различных городах страны (автор и художник мультипликации — Виталий Песков). В действительности, съемки картины проходили в квартире панельного дома, расположенного в Москве по адресу: проспект Вернадского, 125. Дом этот, однако, построен по экспериментальному проекту, реализованному всего в трёх домах на этом проспекте. Ныне в цокольном этаже дома 125 находится Театр на юго-западе. В 2003 г. на стене дома 125 по проспекту Вернадского была открыта памятная табличка и цены на жилье в доме тут же подскочили. Однако эту табличку часто воруют, и ее приходится восстанавливать. На церемонии открытия довольные старожилы охотно вспоминали, как поили чаем продрогшую Барбару Брыльску и как страдали от ветродуя, который гнал в форточки измельченную бумагу и пенопласт. "Снега в том году было мало, — объясняет Александр Борисов. — Поэтому в ход шли вата, которую мы раскрадывали на крышах, и пенопласт с бумагой, изображавшие вьюгу". Полностью фильм мы закончили летом, в июне, – рассказывает Эльдар Рязанов, – и шесть месяцев картина ждала нового, 1976 года, а в месте с ним и телевизионной премьеры. Все это время до меня регулярно доходили разные слухи: говорили, например, что картину не выпустят из-за пропаганды пьянства. На наше счастье, раньше всех в СССР фильм посмотрел Брежнев, и ему картина очень понравилась. Так 1 января 1976 года «Иронию судьбы…» впервые показали по телевидению. В 1977 году «Ирония судьбы…» получила Государственную Премию СССР. По опросу журнала «Советский экран», «Ирония судьбы…» признана лучшим фильмом 1976 года, а Андрей Мягков – лучшим актером.