Когда Сен-Санс увидел Павлову, танцующую его «Лебедя», он добился встречи с ней, чтобы сказать: «Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!»

Когда Сен-Санс увидел Павлову, танцующую его «Лебедя», он добился встр

Когда Сен-Санс увидел Павлову, танцующую его «Лебедя», он добился встречи с ней, чтобы сказать: «Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!»
Анна Павлова..... Это удивительный облик, балерина из балерин, жизнь ее - как сказка из новых времен, как она сама воспринимала свою жизнь, исполненную грез, труда и славы самой ослепительной, как сказку, которая пригрезилась девочке, впервые увидевшей балетный спектакль, а именно «Спящую красавицу»...

Рассказывать об Анне Павловой очень трудно. События ее личной жизни, то, что происходило вне сцены, ее собственная человеческая судьба, особенности характера – они все исчезают в том, что происходило на сцене. Если очень точно рассказывать ее биографию, то надо будет очень точно перечислять роли и названия городов, где она гастролировала. Она родилась, чтобы танцевать, а когда исчезла физическая возможность танцевать, она просто исчезла, умерла. И абсолютно искренне можно сказать, что все, кроме сцены, все, кроме ее творчества, кроме танца, для Павловой было второстепенным. В отличие от двух великолепных балерин 19 века – Кшесинской и Марии Петипа, которые проживали свою жизнь напоказ и предавали гласности все, что происходило с ними.

Анна Павлова тщательно скрывала свою жизнь. У нее очень любили брать интервью, но все ее высказывания касались балета, и были крайне неэмоциональны, когда задавали вопросы о ее привязанностях, о ее вкусах помимо музыки или танца. Какая она была – представить себе почти невозможно, настолько скрытная это женщина, и даже из книги, написанной ее мужем – правда, может быть, он был неталантливым человеком – ничего нельзя понять о ней. Сегодня кажется, что даже ее происхождение и рождение окутаны тайной, неизвестны.

Анна Павлова - это эпоха, - это Россия в ее полете к мечте, к свету...
Под стеклом туфельки принцессы балета: светло-розовый увядший шелк... Одна пара в ряду сотен, тысяч пар, изношенных балериной в ее нескончаемых упражнениях, репетициях и выступлениях по всему свету.
Туфельки словно бы не всамделишные, - шелк увял, но не запах старой вещи ощущаешь, а благоуханье далекого пленительного лета, как в цветке, что засох меж страниц.
Их и коснуться нельзя, только трепет проносится по всему телу.

Вот Анна Павлова обнимает белоснежного лебедя... А на этом снимке Анна Павлова вышла из машины, одетая, как английская леди. Это она - какой была в жизни: тонкая, изящная и вполне деловая женщина. А вот ее сценические воплощения, всякий раз всего лишь остановленный миг: Анна Павлова в балете «Лебединое озеро», в «Павильне Армиды», в «Шопениане»...
Мы ее не знали, - но слава пронесла сквозь года ее образ живым, словно повисла над миром (с портрета Серова!) строгодивным виденьем своим.

Она не пускала посторонних в свою жизнь...Все тайны она забрала с собой...и пусть они остаются с ней на века...
А мы не будем гадать над всеми хитросплетениями её происхождения, её судьбы...Её талант выше всего этого...
(1881 - 1931 - годы её жизни )

Тростинка, девушка, лоза
И вдохновенные глаза,
Как песню дивную поёте
В движеньях лёгких и в полёте.
Вся жизнь, как сказка и мечта,
Что созидает красота
В стремленьи вечном к совершенству,
Уподобясь беспечно детству
В игре на сцене бытия,
Когда арена - вся земля.
Принцесса, фея в высшем мире
Предстала на весеннем пире
Цветов и юности в цвету,
Влюблённой в красоту...
(Пётр Киле)