КОРОЛЕВА ЭПИЗОДА...

КОРОЛЕВА ЭПИЗОДА...

КОРОЛЕВА ЭПИЗОДА... ИРИНА МУРЗАЕВА... ДЕНЬ ПАМЯТИ...
Блистательная комедийная актриса, непревзойдённая "комическая старуха" отечественного кино. Исполнительница эксцентрических ролей сплетниц, соседок и бабушек.
Чаще всего Ирина Мурзаева играла бабушек. Ее героини далеко не всегда обладали именем-отчеством, а то и вовсе значились в титрах как «бабка». В классической мировой драматургии есть такой забавный типаж – «комическая старуха». Именно этот образ и перенесла на экран Ирина Всеволодовна Мурзаева. Перенесла, помимо своей воли. В жизни она была очень серьезной, даже строгой. В Театре имени Ленинского комсомола, где служила в 30–50-е годы, ставила «революционные» пьесы Чернышевского и Кетлинской, оттачивала режиссерское мастерство на свердловской и харьковской сценах, в труппе держалась особняком, не интриговала, шумные посиделки не жаловала. Была предана своим худрукам – Берсеневу, Гиацинтовой, Бирман. Когда в театре сменилось руководство, Мурзаева оставила сцену навсегда, проявив свою врожденную принципиальность. Она и в юности удивляла своими принципами. В драмкружке будущую актрису щелкнул по носу знаменитый педагог и режиссер Николай Плотников. Ирина развернулась и направилась к выходу. «Глупенькая! – бросил вслед мэтр. – Ты никогда не станешь актрисой!» Тут-то Мурзаева и решила доказать (в первую очередь себе), что станет. И поступила в Московский государственный театральный техникум им. Луначарского.
В кино дебютировала благодаря своей подруге Валентине Серовой. Та привела ее на съемки комедии «Сердца четырех». Режиссер Константин Юдин тут же предложил Мурзаевой роль Маникюрши. Ядовито-манерная королева замочных скважин прославила актрису мгновенно. Две фразы стали крылатыми: это ехидно-завистливое «Вас к телефону... приятный мужской голос» и элегантно-театральное «Трогай!». А потом были «Близнецы», «Анна на шее», «Когда казаки плачут», «Простая история», «Опекун», «12 стульев», «Сказка о потерянном времени», «Женатый холостяк»… Ее героини лазали по деревьям, спрыгивали с подножки поезда, купались в ледяной проруби. Иной раз актрису просили лишь поприсутствовать в кадре, понимая, что для пробуждения улыбки у зрителей необходимо показать лицо именно Мурзаевой. И она охотно на это шла. Хотя ее всесторонняя образованность и энциклопедические знания заслуживали большего.
И все же Ирина Мурзаева расширила амплуа «комической старухи». Да, ее персонажи были эксцентричны, но вспомните их! Если это бабки в метро, то чуть интеллигентнее обычных пассажиров. Где-то вуалька, где-то перчаточки, кокетливо вздернутое плечико. Если это деревенская старушка, то доброжелательная улыбка может смениться чуть заметной печалью, и в глазах легко прочитается усталость прожитых лет, далекие драмы, тягостное одиночество.
Личная жизнь Ирины Всеволодовны целиком зависела от работы. Она абсолютно не знала быт, ненавидела магазины. Любимым занятием Мурзаевой было вязание. За спицами могла просидеть весь день, а если не находилось работы, брала книгу и уходила в парк. Все качества Мурзаевой поражали своим объемом. Она всю жизнь курила, даже самокрутки, но когда попала в больницу с язвой – бросила вмиг и навсегда. Дружить умела исключительно, дружбу пронесла с гимназии через всю жизнь. И точно так же поражала ее закрытость от всего лишнего: она никого не помнила и не знала по фамилиям. Когда на киностудии все улыбались и здоровались, она мило отвечала на приветствия, но спрашивать ее, кто это, было бесполезно. Она прожила большую, наполненную эмоциями жизнь. Но ушла из нее, так и не получив ни громких наград, ни даже звания заслуженной актрисы. Но при всем при этом оставив о себе память, как об одной из самых веселых и обаятельных старушек кинематографа.