ЛЮБИМАЯ ПАНИ МОНИКА...

ЛЮБИМАЯ ПАНИ МОНИКА...

ЛЮБИМАЯ ПАНИ МОНИКА... Ко Дню рождения актрисы...
В том, что именно польская кокетка на возрасте пани Моника, самостоятельная, своенравная, знающая себе цену, отчаянно не желающая стареть и по-детски обаятельная, оказалась театральным, телевизионным и эстрадным alter ego Аросевой, нет ничего удивительного. Уж очень много сходного было у актрисы и ее героини, а мать Аросевой - Ольга Вячеславовна Гоппен, к слову сказать, и вовсе была родом из польских дворян. Пани Моника стала не просто ролью, она стала и главным театральным сочинением Аросевой, причем во многом автобиографическим сочинением.
Эксцентричная, увлекающаяся, даже несколько авантюрная, она никогда не отличалась прилежанием в учебе. Школу окончила экстерном, театральное училище не окончила вовсе. Бросила его в 1940-х годах, рванув в Ленинград за легендарным Театром комедии и его руководителем Николаем Акимовым. Причем совершила подлог, предъявив в отделе кадров диплом своей сестры. Когда Акимова в 1949-м отстранили от руководства театра, обвинив в космополитизме, Аросева была одной из немногих, кто не отрекся от него. Она слишком рано познала, что такое предательство, и сама его не совершила.
Она всегда была актрисой узкого диапазона, но в этом диапазоне чувствовала себя как рыба в воде. Пани Моника, в сущности, стала квинтэссенцией всех прочих ее ролей - Марселины в "Женитьбе Фигаро", фрекен Розенблюм в "Пеппи Длинныйчулок", Шарлотты в "Вишневом саде", Памелы Кронки в "Как пришить старушку". Роли эти она играла и до и после легендарного "Кабачка "13 стульев", просуществовавшего пятнадцать лет (случай едва ли не уникальный в истории ТВ) и спасавшего ее в годы невостребованности - Аросева поссорилась с Плучеком, и он долгое время не давал ей в Театре Сатиры новых ролей. Зрители любили ее легкий комедийный дар. Но именно пани Моника в сознании огромной армии ее почитателей стала чем-то неотторжимым от фамилии Аросева.
Был в этом образе помимо прочего какой-то привкус ностальгии. Что-то юное и одновременно старомодное. Что-то совершенно непривычное для Советского Союза, где женщина за сорок уже переставала быть женщиной и становилась в лучшем случае лишь матерью и бабушкой, в худшем - старой девой. Еще в годы детства и отрочества Аросева встречала в Праге, Париже, Стокгольме элегантных моложавых старух, свободных, раскованных и не устающих радоваться жизни. И они сильно впечатлили ее. Кажется, что всю свою жизнь в искусстве она пытается доказать, что старость - это не возраст, а состояние души. Тот, кто задорен, не зашорен и свободен, тот всегда молод.
ОЛЬГА АРОСЕВА (из интервью):
О «Кабачке», Брежневе и театре
— МНОГИЕ люди узнали вас благодаря телевидению. «Кабачок «13 стульев» был очень популярен. Говорят, почитателем и покровителем этой программы был сам Брежнев.
— Брежнев и правда любил «Кабачок», говорят, даже давал распоряжение тогдашнему руководителю телевидения Лапину, чтобы он не вмешивался в нашу программу. Однажды я заболела, и два «Кабачка» вышли без меня. Так Лапин прибежал, начал кричать и спрашивать о причинах моего отсутствия. В конце сказал: «Пусть быстрей выздоравливает. Вы знаете, кто о ней спрашивал!» Всем стало понятно, что звонили сверху.
Нам в «Кабачок» письма приходили мешками, настолько мы были популярны. Надо сказать, что нас воспринимали не как актеров, а как реальных людей. Если мы снимали миниатюру о том, что мне негде отдыхать, через несколько дней приходили письма с предложениями: «Пани Моника! Приезжайте к нам, мы вам такой отдых организуем!» И путевки в санаторий готовы были выслать, и номера в гостиницах организовать. Если разыгрывалась сцена, что я не могу купить дамскую сумку, мне тут же слали письма с предложением сумок в подарок.
Правда, приходили и нахальные послания: «Вы в каждом «Кабачке» одеты в новые наряды, а так как у нас с вами схожие фигуры, пришлите мне несколько ваших платьев, ведь у вас их много!» Ну не станешь же каждому объяснять, что для каждой новой серии «Кабачка» мы бегали по всей Москве в поисках красивой вещи, занимали шляпки и сумки у подруг. Нам же никто ничего не шил, и наряды были исключительно нашей головной болью.
— А руку и сердце почитатели не предлагали
— Постоянно предлагали, и не только руку и сердце, но и деньги, и постель, у кого на что хватало фантазии, но я не люблю это обсуждать...
— Вы производите впечатление человека жизнерадостного. Это врожденное качество или вы его в себе воспитали
— Меня так в детстве воспитывали, да и от Бога я, видимо, получила веселый нрав. Конечно, и сама стараюсь не унывать. Пессимистом быть очень невыгодно. Есть такая пословица: «Пессимист страдает дважды. Первый раз — когда ожидает плохого события и второй — когда оно случается». Полностью с этим согласна. Да и потом, надо самому учиться радоваться жизни и получать от каждого мгновения удовольствие. Вкусно покушал, приятно пообщался с другом или хорошо сложился рабочий день — радуйся! Жизнь состоит из мелочей, вот им-то и надо радоваться. Нельзя завидовать успеху других. На зависть ты потратишь свое здоровье и время, а на свои успехи душевных сил уже не останется.
Актриса Вера Васильева:
Как она мне запомнилась Круглое личико, огромные светло-серые глаза, замечательный юмор, очаровательное желание быть в центре внимания. Это ощущалось с первой минуты. Ведь в институтах лидеры обычно сразу определяются. А Олечка, безусловно, была лидером. Не то чтобы она что-то возглавляла. Нет. Но она была так талантлива, так остроумна, так обаятельна, что вокруг нее всегда группировалась стайка студентов. Мальчики были влюблены, девочки были оживлены, потому что с ней было всегда весело. Но какой она была в юности, такой она донесла себя до самых серьезных лет. Я употребляю это выражение, потому что слово "старость" очень не подходит к ней.
Я на нее всегда любовалась...