НЕЗАБЫВАЕМЫЕ АКТРИСЫ... ЕЛИЗАВЕТА НИКИЩИХИНА...

НЕЗАБЫВАЕМЫЕ АКТРИСЫ... ЕЛИЗАВЕТА НИКИЩИХИНА...

НЕЗАБЫВАЕМЫЕ АКТРИСЫ... ЕЛИЗАВЕТА НИКИЩИХИНА... "Высокие... Высокие отношения!" Эта фраза с придыханием произнесенная востроносой дамой из "Покровских ворот", давно стала крылатой. Титулом "высоких отношений" наградила коммунальный тройственный союз Нина Орлович - комичная псевдоинтеллектуалка, боготворящая мужа-зануду - сочинителя доморощенных гекзаметров. Маленькую энтузиастку духовного фронта сыграла большая театральная актриса Елизавета Никищихина.
В свое время эту трагическую клоунессу бережно вывел на сцену Театра Станиславского знаменитый Евгений Урбанский - легендарный актер 60-х, известный по фильмам "Чистое небо", "Большая руда", "Коммунист". Позже Евгений Леонов составил с Никищихиной первоклассный дуэт персонажей-антагонистов в спектакле по "Антигоне" Ануя - французской пьесе, написанной на сюжет древнегреческой трагедии и удивительно корреспондировавшей с ситуацией морального выбора, перед которым вставал всякий мыслящий человек в эпоху советского тоталитаризма. Сыграв главную роль в "Антигоне", на которую ломилась вся Москва, двадцатилетняя Лиза стала восприниматься театралами как актриса с очень широким творческим и жанровым потенциалом. А вот кинематограф практически не замечал ее дара трагической актрисы. Из-за неправильного личика, способного в любую минуту сморщиться в презабавную гримаску, Никищихину чаще всего приглашали в комедии, где ей доставались роли парикмахерш ("Командировка"), секретарш ("Чудак человек"), певичек ("Вас вызывает Таймыр"). Она играла во множестве детских картин, включая "Приключения Электроника" и "Шла собака по роялю". Правда, изредка случались съемки в классике - скажем, в роли жены Собакевича в "Мертвых душах" или Невесты в "Скверном анекдоте" по мотивам произведений Достоевского. Но это исключения. К сожалению работ в картинах других жанров у актрисы было крайне мало, хотя ее драматическое дарование не раз подтверждалось как на сцене, так и на экране. Тут можно отметить ее Лидию Ивановну, директора школы из драмы «Виктория» (1987), Татьяну в драме «Во бору брусника» или ее биолога Щукину в детективе Семена Арановича «Противостояние» (1985). По сюжету «Противостояния» главный герой полковник милиции Костенко, расследуя цепь преступлений, сталкивался с различными свидетелями. В их числе проходила и героиня Елизаветы Никищихиной. В небольшой сцене перед зрителями разворачивалась внутренняя сущность этой немолодой одинокой особы, упивающейся своей «высокой духовностью» и «возвышенностью» над окружающими людьми.
Театр им.Станиславского Елизавета Никищихина покинула в 1994 году. Последние два года работы в нем подарили ей три интересные роли: Королевe-мать в спектакле «Томас Беккет» по пьесе Ж. Ануя, Ведьму в спектакле «Отражение «Юген» по Дзэами Мотокие и А. Чехову и Агафью Тихоновну в гоголевской «Женитьбе».
В 1990-е годы актриса снималась крайне редко. Ее совершенно не устраивал новый российский кинематограф, в котором было много насилия и «чернухи». «Это такой ужас: мат, человеческая деградация, уродство. Не хочу этим заниматься. Даже если бы мне нечего было есть и не в чем ходить», - говорила она. В результате актриса жила, а точнее выживала на скромную пенсию

Ее последними работами в кино стали роли нищенки-попрошайки в мелодраме «Принцесса на бобах» и камер-фрау Крамер в исторической драме « Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII Завещание императрицы». Фильм «Тайны дворцовых переворотов» вышел уже после ее смерти.

Елизавета Никищихина скончалась в полном одиночестве 28 ноября 1997 года в коммунальной квартире, где проживала последние годы. Похоронена на Востряковском кладбище в Москве.