ПОЮТ АКТЕРЫ ТЕАТРА И КИНО...

ПОЮТ АКТЕРЫ ТЕАТРА И КИНО...

ПОЮТ АКТЕРЫ ТЕАТРА И КИНО... 30 марта - День Памяти ВАЛЕРИЯ ЗОЛОТУХИНА...
Валерий Сергеевич Золотухин родился в июне 1941 года в алтайской деревне Быстрый Исток, его отец был председателем колхоза. Уже в детстве он знал, что хотел стать именно актером, однако путь к осуществлению мечты оказался непростой: из-за детской травмы — в семь лет он вывалился из окна — Золотухин долгое время ходил на костылях, однако к окончанию школы полностью оправился. Тогда и стало понятно, что будущего актера отличают сила воли и упорство — характер, который и позволил ему работать в полную силу практически до конца жизни, несмотря на тяжелую болезнь. После учебы Золотухин отправился в Москву, где поступил в ГИТИС, а в 1963 году окончил отделение музыкальной комедии. Тогда же актер был принят в труппу Театра Моссовета, успешно начал карьеру, однако уже спустя год Золотухин перешел в Таганку, куда его позвал только что возглавивший ее Юрий Любимов. К тому моменту в Таганке уже был поставлен «Добрый человек из Сезуана» по Брехту, ознаменовавший рождение нового авторского театра, который к 1970-м станет театральным центром страны, притягательным своим духом свободы. Неожиданные художественные сочетания делали событием каждый спектакль Любимова: в театре смело смешивали жанры, актеры Таганки пели, читали стихи, танцевали, при этом каждый сохранял свое лицо, актерскую индивидуальность.
Золотухин — артист золотой поры любимовской Таганки, одна из звезд театра наряду с Владимиром Высоцким, Леонидом Филатовым, Аллой Демидовой, Вениамином Смеховым. Золотухин обладал особой музыкальностью, даром, совмещавшим и комическое, и драматическое. Первая его роль — Водонос в «Добром человеке из Сезуана», потом были Грушницкий в «Герое нашего времени», Маленький монах в «Жизни Галилея», лирический Маяковский в «Послушайте!», Андрей Находка в «Матери», Гришка Отрепьев в «Борисе Годунове», Дима Глебов в «Доме на набережной» по Трифонову и многое другое. Критики отмечали, что его роли словно лились, были плавными, иногда безвольными, иногда властными, сам же он был ироничным и обаятельным, порой до коварства. Театральная жизнь Золотухина, актера редкого шарма и невероятного темперамента, была насыщенной не только в триумфальные годы Таганки — тогда в его биографии, скорее, преобладало кино — но и после, когда кого-то из великих не стало, а артисты начали покидать театр, сначала при Анатолии Эфросе, потом из-за ссоры с Любимовым. Валерий Золотухин всю жизнь оставался с Таганкой, и в 2000-х работал очень много, выходил на сцену в «Живаго», «Высоцком», «Медее», «Театральном романе». Остался и в 2011-м, когда принял непростое решение возглавить театр — об этом просила труппа, разругавшаяся с отцом-основателем.
Однако Таганка, в которой он всегда был частью театрального замысла — это только половина славы Золотухина; его значение как самостоятельного киноактера, воплотившего на экране сотни образов, невозможно переоценить. Многие его роли были сопряжены с воплощением на экране сводящей с ума боли жизненного выбора, который причем нередко за героев делали обстоятельства, оставляя им лишь страдания.
Самым звездным для Золотухина стал фильм "Бумбараш". Особую привлекательность фильму принесли песни на стихи Юлия Кима в блестящем исполнении Валерия Золотухина. «Ты, родимая, да ты дождись меня…», «Наплявать, наплявать, надоело воевать…» - эти песни прочно вошли в народ, ассоциируясь именно с образом Бумбараша, который стал «визитной карточкой» актера.
Бумбараш «приклеился» к Золотухину на многие годы. Рассказывая об актере, в первую очередь вспоминают именно об этой роли. Валерий Сергеевич не обижается: «Если говорить всерьез об актерском тщеславии, то не чувствую себя обделенным. Несметное количество актеров уходит из жизни, не оставив после себя своего Бумбараша. А если ко всему этому подойти философски, человек, которому я интересен (если вдруг такие люди есть), найдет возможность разглядеть другого Золотухина. А если кто хочет видеть во мне одного Бумбараша - ради Бога! <…> И не буду никого ни в чем переубеждать: я уже не в том возрасте, чтобы говорить: «Да я гораздо сложнее, интереснее». Бумбараш - так Бумбараш. Когда-то моего сына спросил во дворе соседский парень Сережа, сын Романа Карцева: «Твой папа - Бумбараш» Сын ответил утвердительно. Сережа изумился: «Что, живой еще»
1970-е были пиком карьеры Золотухина. В эти годы с его участием еще вышли «Берега» (1973), "Единственная", «Каждый день доктора Калинниковой» (1973), «Царевич Проша» (1974), «Сказ про то, как царь Петр Арапа женил» (1976), третий фильм трилогии о Василии Сережкине «Предварительное расследование» (1978). В 1990-х годах актер стал меньше сниматься в кино, но в 2000-е вернулся на большой экран: вышли бекмамбетовские «Дозоры», где Золотухин исполнил роль вампира-вегетарианца, убивавшего людей во имя выдуманного блага.
Всего Золотухин сыграл более чем в 90 фильмах и сериалах, 30 спектаклях, диапазон его ролей оказался чрезвычайно широк. Однако сам Золотухин когда-то кокетливо сказал: «Я всего лишь русский деревенский актер». За ним действительно закрепилось амплуа героя из народа, и здесь немалую роль сыграла его любовь к народной песне, которую он мастерски исполнял. В конечном счете, именно музыкальный дар определил лицо актера в глазах зрителя, чей голос лучше, чем что-либо смог выразить русский национальный характер.
Корни значили для актера многое, он и творчески был связан со своей малой родиной: в 2003 году Золотухин стал художественным руководителем Государственного молодежного театра Алтая, где ставил спектакли и воспитывал новое поколение артистов.
Актер ушел из жизни 30 марта 2013 года... Согласно его завещанию, похоронен он в родном селе Быстрый Исток.