Растрелли даже не представлял, что можно строить дворцы там, где, как ему казалось после солнечного Парижа, невозможно жить. Однако, он сделал то, что другим не удавалось. К сожалению, многое из того, что построил архитектор не дошло до наших дней. Но то, что осталось, продолжает восхищать нас ничуть не меньше, чем его современников. Он был итальянцем по крови, но его называли русским гением. Он работал увлеченно и отдал Петербургу лучшие годы своей жизни. Ему мастерски удавалось сочетать традиции русского зодчества с элементами европейской архитектурой, и воплотить в жизнь то, что от него ожидали монархи...

Растрелли даже не представлял, что можно строить дворцы там, где, как

Растрелли даже не представлял, что можно строить дворцы там, где, как ему казалось после солнечного Парижа, невозможно жить. Однако, он сделал то, что другим не удавалось. К сожалению, многое из того, что построил архитектор не дошло до наших дней. Но то, что осталось, продолжает восхищать нас ничуть не меньше, чем его современников. Он был итальянцем по крови, но его называли русским гением. Он работал увлеченно и отдал Петербургу лучшие годы своей жизни. Ему мастерски удавалось сочетать традиции русского зодчества с элементами европейской архитектурой, и воплотить в жизнь то, что от него ожидали монархи...
Слава к нему, которая не выпадала в России еще ни одному архитектору, пришла в 1730-е годы...

Франческо Растрелли было всего шестнадцать лет, когда он впервые приехал в Россию. Будущего архитектора привез с собой отец. Карло Расстрели — был одним из тех, кто по приглашению царя, прибыл в новую столицу Российской империи, чтобы построить западный город в России. Это была задумка Петра I, который понимал, что без помощи европейских архитекторов ничего не получится. Юный Франческо оказался достойным учеником своего отца. И главное — он был по-настоящему талантлив. Позже, ему предстояло обучать русских мастеров секретам европейской градостроительной науки и самому расширять свой архитектурный кругозор русским зодчеством.

Фаворит царицы Анны Иоанновны доверил Растрелли построить в Курляндии дворцы своей резиденции — Рундальский дворец и дворец в Митаве. Это первые, сохранившиеся до наших дней, творения мастера. Герцог Бирон был в восторге от выполненной работы. Другой некоронованной особой, для которой строил Растрелли, был любимец Елизаветы Петровны — Михаил Воронцов. Дворец, о котором мечтал граф, строили девять лет. Это была роскошная усадьба, где каждая деталь — истинное произведение искусства. Однако, содержать этот великолепный дворец Воронцову оказалось не по силам и постройку пришлось продать в казну. Там разместили пажеский корпус, а позже — суворовское училище.

По рекомендации Бирона, Растрелли стал царским обер-архитектором, а расцветом славы Франческо Растрелли стало время правления Елизаветы Петровны... Они оба мечтали превратить Петербург в самый лучший город на земле. А понятия, как это сделать, у них удачно совпадали. После того, как Екатерина посетила построенный мастером Летний дворец, она убедилась — он гений. Во дворце было сто шестьдесят апартаментов. Все они были в зеркалах и богато украшены. С ранней весны до осени там, вместе с императрицей, жила семья наследника престола — Павла I. (Между тем, став императором, он без промедления снес Летний дворец. На его месте, император построил Михайловский замок, где был убит заговорщиками.)

Но все ожидания царицы Растрелли превзошел, когда воплотил в жизнь самую заветную ее мечту — Петергофский дворец. Знаменитая постройка была, действительно, сказочной и превзошла прославленную резиденцию французских королей. Территория верхних садов была обустроена на французский лад, а внутри дворца каждая деталь была невероятной красоты. Начиналось все с парадной лестницы, в которой одно только кружево перил не позволяло отвести глаза. Ни одна комната в этом огромном здании не повторяла другую. Все было изысканно и разнообразно.

Петергофский дворец превзошел резиденцию французских королей...

Восхищенные работами Франческо Растрелли, многие влиятельные люди хотели иметь, именно им, построенный дворец. Одним из таких желающих оказался сподвижник императрицы — Сергей Григорьевич Строганов. Его воля была выполнена всего за полтора месяца. Любая деталь дворца, как всегда являлась шедевром и отражала неповторимый стиль зодчего. Строгановский дворец до сих пор остается одной из главных частей проспекта Петербурга, а его парадный зал — единственным помещением, не нуждающимся в восстановлении.

Еще один безусловный шедевр Франческо Растрелли — Екатерининский дворец. Именно там российские монархи принимали своих знаменитых иностранных гостей. Ведь даже самых избалованных роскошью людей восхищал интерьер дворца. На постройке, протянувшейся более чем на триста метров, архитектор расположил все, что его завораживало в русской архитектуре.

Была у Растрелли и ещё одна задумка, по которой самой большой многоярусной колокольней в России должен был стать Смольный собор. Растрелли строил храм на берегу Невы, но воплотить в жизнь грандиозный план полностью, к сожалению, не удалось. Началась война с Пруссией и Елизавете Петровне пришлось урезать бюджет. Тем не менее, собор и без того получился превосходным. А сочетание традиции русского зодчества с элементами европейской архитектуры, придало постройке праздничность и живописность.

По повелению Елизаветы Петровны, был создан еще один архитектурный памятник — Зимний дворец. В нем сочетались все излюбленные композиционные приемы мастера. Но Растрелли не удалось довести до конца отделку всех интерьеров дворца. Сейчас там популярный музей России.

До завершения Дворцовой церкви императрица не дожила. Первым, кто зашел внутрь новой постройки, был Петр III. Он настолько был поражен красотой увиденного, что наградил архитектора орденом святой Анны и званием генерал-майора. За двадцать шесть лет службы — это была первая царская награда...

В 1764 году Растрелли вместе с семьёй покинул Петербург.

С приходом к власти Екатерины, которая покровительствовала другим архитекторам, его эпоха в России закончилась. Да и барокко выходило из моды. Он отправился в Курляндию, где предположительно и скончался в 1771 году. Место захоронения Бартоломео Франческо Растрелли неизвестно.

----------------------------------—
P/S По чертежам Растрелли построен Андреевский собор в Киеве.