РОМАНС ЖИЗНИ ИЗАБЕЛЛЫ ЮРЬЕВОЙ...

РОМАНС ЖИЗНИ ИЗАБЕЛЛЫ ЮРЬЕВОЙ...

РОМАНС ЖИЗНИ ИЗАБЕЛЛЫ ЮРЬЕВОЙ...
«Разбила бы все зеркала! Ужасно, что женщина стареет, а душа остается молодой…».............................................................................Изабелла Юрьева

Ее обожали, потом забыли, и на исходе века вспомнили вновь. Королева цыганского романса, имя которой гремело в 1920–40-х годах, прожила целый век. От нее требовали «осоветить» репертуар, запрещали выступать, заставляли менять текст классических романсов. Но она не сдавалась. Пройдет время, и импресарио назовут Изабеллу Юрьеву «Мадам Вечный Аншлаг», – попасть на ее выступление было непросто.

Когда в 1998 г. отмечалась символическая дата – 200-летие русского романса, знаменитые певцы и публика с почтением и восторгом восклицали в адрес Изабеллы Юрьевой: "Да здравствует королева!" И она достойно принимала поклонение. Годы, прожитые ею, – это целая эпоха, а творчество – живой песенный мостик, переброшенный из XIX столетия в XX век. Певица, увенчанная, как короной, любовью нескольких поколений слушателей, прошла трудный путь гонений на жанр, в котором она блистала, не изменила ему, не утратила веру и сумела не только сохранить неповторимую чистоту романса, но и поднять его на невиданную высоту, оживить его звучание...

... Легенда гласит, что 7 сентября 1899 г. в мастерской музыкальных инструментов в Ростове-на-Дону, надрывно зазвучав, порвалась фортепианная струна. Так инструмент поведал миру о рождении будущей великой певицы. В большой семье мастера по театральным шляпам Даниила Георгиевича Ливикова она была самой младшенькой. Мама, Софья Исааковна, пастижер ростовского театра, словно предугадав сценическое будущее дочери, дала ей звучное имя Изабелла. Крохотная белокурая Беллочка моментально получила круговую опеку от Семена, Маши, Ани и Кати, которые были значительно старше сестренки. Никогда и никуда ее не отпускали одну. Однажды во время прогулки к пятилетней Белле привязалась цыганка и, выклянчив монетку у сестры Анны, пробубнила что-то про долгую жизнь, а потом, задумавшись, нараспев добавила: "Сама цыганкой станешь. Золотые мониста, бриллиантовые кольца наденешь. Королевой назовут, на трон посадят. Жених пряничный по жизни на руках понесет".
Об одном не сказала гадалка – какую дорогу избрать, чтобы все предсказанное сбылось...

... Сосед Ефим Цимбалист – скрипач симфонического оркестра, услышав однажды, как поет Беллочка Ливикова, стал уговаривать родителей показать девочку специалисту. Но отец и слышать не желал, чтобы его дочь стала певицей.
Шестнадцатилетнюю девушку Ефим пригласил спеть в концерте на летней площадке театра. Она исполняла романс из репертуара модной в ту пору Натальи Плевицкой «По старой Калужской дороге». Спела два куплета, и… комар влетел ей прямо в рот, открытый на высокой ноте. Юная певица поперхнулась, закашлялась и убежала со сцены, решив, что это конец карьеры. Ей дали воды, утешили, уговорили спеть заново. Зрители встретили аплодисментами и заставили исполнить еще две песни.

Узнав об этом успехе, родители изменили свое решение и отправили Изабеллу в Питер, к сестре Анне, которая училась там в консерватории. Та отвела сестру к своему профессору. Прослушав Изабеллу, он сказал: «Судьба послала ей природную постановку голоса. Учиться не надо. Ни в коем случае! Сведите ее с хорошим эстрадным певцом, пусть выучит с ней несколько песен – и она готовая певица».

В 1922 году в Москве Изабелла с сестрой побывала у бывшего аккомпаниатора Федора Шаляпина, и когда он услышал голос никому еще неизвестной певицы, то сразу же предложил ей разучить несколько романсов и на следующий день выступить в концерте. С тех пор она взяла себе псевдоним Изабелла Юрьева...

....................

Судьба даровала Изабелле Юрьевой долгую жизнь (1899 – 2000), и певица могла наблюдать все перипетии романса в собственной стране на протяжении более восьмидесяти лет. Она не эмигрировала и никогда не подвергалась репрессиям и по этой причине осталась лишенной того великомученического ореола, который так был моден в искусстве и играл на руку иным, даже бездарным исполнителям.

Однако вклад Юрьевой в сокровищницу старинного романса значителен хотя бы потому, что она, не поддавшись никаким конъюнктурным соображениям, всегда сохраняла верность своему жанру. Она исполняла романс и в эпоху его расцвета, и в кровавые тридцатые, и в сороковые-«роковые», и в «глухие» пятидесятые...

Это певица для всех и навсегда. Ее уже нет на этой земле, но песни ее и голос продолжают жить своей жизнью. «Белая ночь», «Караван», «Если можешь, прости», «Очи черные», «Саша», «Только раз бывают в жизни встречи...».

Умерла Изабелла Юрьева в Москве 20 января 2000 года.

Судьба Изабеллы Юрьевой с некоторыми изменениями легла в основу романа Михаила Шишкина "Венерин волос"...

...............

Хорошо, когда все почести и награды приходят вовремя. Но Изабелле Юрьевой еще повезло,если здесь применимо такое слово. Она прожила 100 лет и 90 из них довольствовалась только народным признанием и званиями «Королевы русского романса», «Белой цыганки» и «Мадам Аншлаг». Изабелле Даниловне Юрьевой звание «Народной артистки России» было присвоенно в 1992г.,к 90-летию. Имя Изабеллы Юрьевой было увековечено на "Площади звезд" перед центральным входом в ГЦКЗ "Россия"в 1993 году. Орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени Изабелла Юрьева была награждена на праздновании своего 100-летнего юбилея в 1999г. А премия президента Российской Федерации в области литературы и искусства за 1999 год была ей присуждена посмертно,в 2000г. Международный же конкурс старинного русского романса имени Изабеллы Юрьевой, где в память об этой блистательной певице все четыре дня конкурса на сцене обычно стоит портрет, украшенный белыми розами, проходит не в России, а в Эстонии, в г.Таллине.