Сегодня исп. 103 года со Дня Рождения ВЛАДИМИРА ЗЕЛЬДИНА

Сегодня исп. 103 года со Дня Рождения ВЛАДИМИРА ЗЕЛЬДИНА

Сегодня исп. 103 года со Дня Рождения ВЛАДИМИРА ЗЕЛЬДИНА Владимира Михайловича Зельдина знают и обожают несколько поколений российских любителей театра и кино. Поистине всенародная известность и слава пришли к нему еще на заре его туманной юности, когда он снялся в популярном в свое время фильме Ивана Пырьева Свинарка и пастух (1941 г.) А начиналось все, как обычно бывает, со счастливого стечения обстоятельств. В 1938 году Владимир Зельдин, выпускник московского театрального училища, устроился актером в Центральный театр транспорта (теперь - театр Гоголя). Там он играл артиллериста Николая в пьесе Афиногенова Вторые пути и пограничника Гоглидзе в спектакле Генеральный консул (по пьесе братьев Тур и Шейнина). В роли грузина-пограничника и увидел его на сцене ассистент Пырьева. И пригласил на пробы, проча на главную роль лирического плана. Основная сложность этой роли заключалась в том, что играть надо было не просто влюбленного, но - темпераментного, обуреваемого страстями горца, пастуха Мусаиба Гатуева.
Молодой артист сразу понравился Пырьеву. Но его терзали сомнения. Необычайно требовательный к себе и к другим режиссер параллельно пробовал на эту роль натуральных кавказцев. Конкуренты усердно репетировали, а Пырьев, хотя симпатии его были на стороне Зельдина, никак не мог решить, кому же отдать роль Мусаиба. В конце концов, он пригласил в просмотровый зал женскую часть съемочной группы и показал пробы. Представительницы прекрасного пола единодушно предпочли Зельдина.
За пробами последовали съемки. Для эпизода погони, где горец должен скакать на коне по извилистой и крутой горной дороге, Зельдину предложили дублера. Но он отказался, знаменитую сцену сыграл сам. Выяснилось, что он - отличный, вполне профессиональный наездник, что у него даже есть диплом ворошиловского всадника. В 1935-м Владимир окончил кавалерийское училище и упражнялся в искусстве верховой езды в Манеже на Поварской улице.
Съемки начались в апреле 1941 года, в Кабардино-Балкарии. А в июне - война. Вся съемочная группа отправилась в Москву, мужчины явились на районные призывные пункты и их тут же призвали в армию. Сам Пырьев пошел на фронт добровольцем. А Зельдина послали в танковую школу.
Но танкистом он так и не стал. Не прошло и месяца, как его и остальных участников съемок отозвали из военных частей для продолжения съемок необходимого стране в этот грозный час фильма. Оказалось, что у артистов - своя война. Кадры на сельскохозяйственной выставке снимали в две смены, нередко - под завывание вражеских бомбежек. Прямо с Мосфильма люди уходили на фронт. Их провожали до ворот. Многие, занятые в картине артисты не могли сдержать слез. Пырьев сердился. В самом деле, лента Свинарка и пастух - светлая, радостная. Как снимать, если у исполнителей глаза красныеПозднее Зельдин снялся и в другом фильме Пырьева - Сказание о земле Сибирской (1947 г.). И это стало для молодого артиста путевкой в жизнь. Пырьев сумел разглядеть в даровании этого актера огромный, неистощимый потенциал.Зельдин успешно справился и с этой ролью, после чего за ним закрепилась слава актера, который может сыграть все. И в самом деле, его роли в кино чрезвычайно разноплановы: от положительных героев - до отпетых негодяев.
Надо сказать, что Зельдин не принадлежит к числу актеров, которые с детства были отмечены драматической музой.
Родился он 10 февраля 1915 года в маленьком провинциальном российском городке Тамбовской губернии под названием Козлов (ныне - Мичуринск). В семье музыкантов.
Его отец окончил Московскую консерваторию. Кроме Владимира в семье было еще трое детей. И всех учили музыке. Владимир играл на скрипке, на рояле и на трубе. Родители устраивали в доме музыкальные вечера. Дети пели, читали стихи…
Он рос в Твери, где семья Зельдиных поселилась в 1919 году. Там, в Твери, отец создал музыкальную школу. А потом, в 1924 году, они переехали в Москву. В 12 лет Зельдин увлекся балетом. Настолько, что решил поступать в хореографическое училище Большого театра. Отец категорически возражал. Возможно, именно он повлиял на исход событий - Володю не приняли по состоянию здоровья.
В годы его юности самой модной считалась профессия военного. Мечта о балете уступила место в его душе веяниям времени. Владимир видит себя курсантом военно-морского училища. Но сбыться и этим стремлениям - не суждено. Окончив школу, юноша идет на завод учеником слесаря. Однако такой поворот событий его не удовлетворяет. Как-то раз, гуляя по Москве, он обращает внимание на объявление о приеме в театральное училище при Театре МОСПС (ныне - театр Моссовета). Не раздумывая, он решает сделать попытку. Особенно на успех он не рассчитывал и потому на собеседовании почти не волновался, держался раскованно. И был зачислен в студенты. Так Зельдин вышел на главную в своей жизни дорогу… Еще до войны, все в том же 41-м, когда полным ходом шли съемки фильма Свинарка и пастух Владимира Зельдина взяли на работу в Театр Красной Армии. Но стоящих ролей в тот период для него не нашлось. Он играл лишь в эпизодах. Когда наступили военные времена, театр эвакуировали в Свердловск, а Зельдина уволили - он не был занят в репертуарных спектаклях.
В этот театр Зельдин вернулся лишь в 45-м. Теперь уже - навсегда. Перечислить все его роли может позволить себе лишь монографическое издание. Но и по сей день Владимир Михайлович считает, что Учитель танцев - его самый большой сценический успех.
- Главное в жизни - доброта, сострадание, любовь, - говорил Владимир Зельдин. - Мне кажется, это обязательно нужно в себе сохранить… Настоящее счастье - это возможность сделать другому человеку добро и увидеть его улыбку. Жизнь дана не для того, чтобы обратиться в камень, а для того, чтобы созидать, сострадать, понять боль другого человека как свою боль. Вот что главное в человеческой жизни…