УДИВИТЕЛЬНАЯ АКТРИСА...

УДИВИТЕЛЬНАЯ АКТРИСА...

УДИВИТЕЛЬНАЯ АКТРИСА... ВАЛЕНТИНА СПЕРАНТОВА...
Валентина Сперантова родилась 24 февраля 1904 года в городе Зарайске в Рязанской губернии (сейчас – Московская область). Театр занимал огромное место в жизни Валентины с самого детства. В семье Сперантовых часто устраивались любительские представления. Импровизированные подмостки сооружались в саду под старым деревом, семейный театр вмещал в себя несколько десятков человек, которые устраивались на скамейках и табуретках. Маленькая Валентина с самых ранних лет помогала готовить спектакли, рисовала декорации, шила костюмы, а когда подросла – начала активно участвовать в семейных представлениях. Впервые на сцену семейного театра Сперантовых Валя вышла в шестилетнем возрасте. В пьесе «Дочь извозчика» ей досталась небольшая роль без слов. Почти все следующие персонажи, которых играла Валентина в домашних постановках, были мальчишки. Именно это амплуа позже стало главным в актерской карьере Сперантовой.
С детства Сперантова увлекалась рисованием, и была в этом достаточно талантлива. Без особых проблем она поступила во ВХУТЕМАС. Около полугода она старательно занималась живописью и графикой, но потом все-таки решила вернуться к своей мечте. Прочитав в газете, что открыт набор в театральную студию «Молодые мастера», она бросила учебу в художественном училище. В этом же году она с первой попытки поступила в студию, позже переименованную в Театральный техникум имени А.В.Луначарского (будущий ГИТИС), который успешно окончила в 1925 году. Ее театральная карьера началась в детских театрах. Главным театральным амплуа Валентины Сперантовой стали роли травести. В самых разных спектаклях актриса сыграла множество мальчишек, за что ее прозвали «главным мальчишкой Советского Союза» и «Ермоловой детского театра». Готовясь к постановке пьесы «Самолет» о беспризорных мальчишках, Юрий Бонди решил погрузить своих актеров в атмосферу улицы, и повел их к настоящим беспризорникам. Сначала труппа была встречена свистом и плевками, но мало-помалу взрослые смогли заинтересовать детей, и за грозным уличным хулиганством неожиданно открылась наивность и бесхитростная непосредственность. Под впечатлением от встречи, Валентина Сперантова загорелась играть одну из ролей в «Самолете». Часами актриса ходила по театру в грязной барашковой шапке и училась плеваться сквозь зубы. С 1930-х годов Валентина Сперантова стала ведущей актрисой Детского театра. Самыми известными спектаклями этих лет с ее участием стали «Бежин луг», «Принц и Нищий» и «Дом №5». В них Сперантова блистательно играла роли мальчишек, а в 1936 году актриса попробовала свои силы в режиссерской работе, поставив спектакль «Сказки Андерсена».
За свою театральную историю Валентина Сперантова сыграла множество мальчишеских характеров - Егорку, Геальмара, Степка, Тома Кенти, Ганьку, Ваню Солнцева, Шуру Бадейкина, Кая, Митю, Володю Дубинина и многие другие роли. С середины 1930-х годов, на пике своей славы, Валентина Сперантова стала работать на Всесоюзном радио, озвучивая роли в детских спектаклях. В это время в ее послужном списке появились роли Тимура в «Тимуре и его команде», Иртыша в «Бумбараше», Димки из «Р. В. С.», а в «Мальчише-Кибальчише» она одна сыграла в радиоспектакле все роли, начиная от Мальчиша-Кибальчиша и заканчивая Главным Буржуином.К началу 1950-х годов Сперантова все еще продолжала играть роли детей и подростков, несмотря на то, что ей самой было 45 лет.До конца 1950-х годов актриса сыграла несколько очень серьезных ролей. На ее счету были роли Коробочки из «Мертвых душ», миссис Корни из «Оливера Твиста», Кукушкиной в «Доходном месте», миссис Гарпер в «Томе Сойере» и Ольги Шиловой в «Неравном бою». Однако, несмотря на переход во «взрослые» амплуа, Сперантова не оставила без внимания свою главную аудиторию – детей. С конца 1940-х годов она активно занималась озвучанием мульфильмов. Ее голос звучал в мультфильмах «Конёк-Горбунок», «Полет на луну», «Золотая антилопа», «Заколдованный мальчик», «Сказка о Мальчише-Кибальчише», «Дядя Степа», «Человечка нарисовал я» и многих других анимационных фильмах.Несмотря на невероятную популярность Сперантовой в театре, в кино ее долго не приглашали. Дебютировала в кино она в лишь 1953 году, сыграв роль бабушки Симы в киноленте «Алеша Птицын вырабатывает характер», после чего не снималась семь лет. В 1960 году режиссер Анатолий Эфрос занялся экранизацией пьесы Виктора Розова «В поисках радости», которую поставил тремя годами раньше в Центральном детском театре. В обеих вариантах постановки роль матери главного героя, Клавдии Савиной, исполнила Валентина Сперантова. Эта роль принесла ей всесоюзную славу и стала настоящим триумфом Сперантовой как киноактрисы. В 1960-е годы Валентина Александровна снялась в десятке лент, среди которых «Два билета на дневной сеанс», «Случай из следственной практики» и «Служили два товарища». В конце 1960-х годов у актрисы умер муж, с которым они прожили вместе более тридцати лет, а в 1970 году Сперантова получила звание народной артистки СССР. Следующие десять лет она много снималась в кино, на ее счету было 13 киноработ. Самыми известными из них стали роли Сперантовой в фильмах «Большая перемена» в 1973 году, «Три дня в Москве» в 1975 году и «Длинное длинное дело» в 1976 году.Но 1970-е годы принесли Сперантовой не только славу и победы. Актрису начало беспокоить здоровье, у нее начало болеть сердце.В декабре 1977 года боли в сердце у Сперантовой усилились, и ее госпитализировали. Однако врачи не смогли помочь, и 7 января 1978 года Валентина Александровна Сперантова ушла из жизни. Племянница актрисы вспоминала: «Последний привет от нее я получила из больницы. Туда она попала с инфарктом. В открыточке она написала: «Дорогая Леночка! Спасибо за привет, я его получила, но мне было трудно самой писать. Вот сейчас сижу в кресле, в окошке виден лес, и я скорее угадываю, чем вижу, - где-то среди берез пробирается Новый год. Он, как чувствую, несет для тебя подарок. Пусть будет тебе хорошо и светло в 1978 году. Обнимаю тебя и твою семью... Целую, твоя тетя Валя. Больница, 1977 г., декабрь». Я думаю, она прожила замечательную творческую жизнь. У нее была своя ниша в театре, она не знала творческих простоев. Играла в театре, кино, на телевидении, преподавала в вузе и до самых последних дней работала на радио, записывала своих мальчиков! Почти все передачи с ее участием находятся в золотом фонде радио».

Валентина Сперантова была похоронена рядом с мужем на Новодевичьем кладбище в Москве.