В нашей благодарной памяти неразрывно и прочно связаны два гения русского искусства – Михаил Иванович Глинка и Александр Сергеевич Пушкин.

В нашей благодарной памяти неразрывно и прочно связаны два гения русск

В нашей благодарной памяти неразрывно и прочно связаны два гения русского искусства – Михаил Иванович Глинка и Александр Сергеевич Пушкин. Они были почти ровесники и родились в один месяц, в июне. Их дружба длилась около 10 лет, до самой трагической гибели поэта. В творчестве же они оказались связанными на века...

Воплощением единства двух величайших гениев русской культуры стали романсы М. Глинки на стихи А. Пушкина, которые стали совершенным претворением в музыке жизненных впечатлений и поэта и композитора.

Но Пушкина и Глинку соединяли не только любовь к искусству, но и любовь к женщине. Навеки связаны имена Александра Пушкина, Анны Керн, Михаила Глинки и дочери Анны Керн – Екатерины.

Дважды посетило дом Анны Керн «чудное мгновенье»: первый – обращёнными к ней стихами Пушкина, второй – прекрасным романсом «Я помню чудное мгновенье» Глинки, посвященным ее дочери, который называли «поэмой любви»...

В период серьёзного увлечения молодой Екатериной Ермолаевной Керн(дочерью А.П.Керн) М.И.Глинка создал " Вальс- фантазия".

Его недолгий период романа с Е.Керн отмечен подъёмом творческой деятельности. Вальс-фантазия одна из вершин этого подъёма...Тема любви ассоциировалась у Глинки с вальсом: в те времена балы были главным местом любовных свиданий, и надежды на счастье и угрозы разлуки как будто витали в бальных залах. Вальс-фантазия сразу же стал популярным. Звуки вальса "...оглашали 2 лета сряду цветники Павловского вокзала..."

"Музыка «Вальса-фантазии» словно бы колеблется между полюсом надежды и полюсом печали. Порой она скользит и порхает, поражая изяществом пируэтов и ажурностью линий. Иногда же она словно вздыбливается, сжимается и становится похожа на страдальческую, исполненную тоски музыку , как будто предвещая боль и меланхолию. И тема печали побеждает, грозный вихрь уносит музыку «Вальса-фантазии», оставляя надежды несбывшимися и сердце разбитым...." (А.Майкапар)

И верно, была ли в русском искусстве счастливая любовь Хрупкие и прекрасные тургеневские девушки с трагической судьбой, герои Достоевского горели роковой страстью лишь себе и другим на горе, и милые чеховские интеллигенты тщетно боролись с повседневной рутиной, что не давала им любить. Да и самому Пушкину его любовь принесла гибель, а Глинке – глубокое разочарование. И не был ли «Вальс-фантазия» предчувствием и одновременно приговором сердечным порывам русского человека, чувства которого были слишком нежны, а мечтания восторженны, чтобы стать явью...