"Всё начиналось с Фуэте,

"Всё начиналось с Фуэте, Когда Земля, начав вращение,
Как девственница в наготе,
Разволновавшись от смущения,
Вдруг раскрутилась в темноте.............Валентин Гафт

Она была «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень». Она была ослепительной и нежной, озорной и дерзкой, романтической и очень земной. Она была эпохой. А эпохи не забываются никогда...

"Вспоминаю, как в молодые годы я была уверена – оттанцую двадцать положенных лет и тут же уйду со сцены, начну жить как хочу. Но стоило только решить: все, до свидания, пора на пенсию, - как сразу кто-то звонил и предлагал что-нибудь интересное. «Хорошо, - думала я, - вот это станцую – и ухожу!» И так прошло еще почти двадцать лет. Но только до тех пор, пока я не начала преподавать! Теперь же, когда меня спрашивают (часто спрашивают и так, с опаской): «А ты не переживаешь, что сама не танцуешь» - то я даже не понимаю, о каких переживаниях идет речь У меня нет абсолютно никаких порывов танцевать. И во сне не снится, что танцую, разве что в кошмарах – будто бегу по длинному-длинному коридору, опаздываю на сцену, или будто костюм не готов, а пора выходить, или что порядок движений забыла, не знаю, что делать… Сейчас, наоборот, девочек своих жалею, когда они со стертыми пальцами должны влезать в балетные туфли, и я еще им говорю: «Ничего, ничего, терпите!» - а про себя думаю: «Как хорошо, что я уже не должна этого делать!» Действительно, я уже в другой жизни и не очень-то оглядываюсь назад. И не могу сказать, что нынешняя жизнь менее интересна, чем прежняя, - нет, вовсе нет! Да, прежняя проходила гораздо больше на виду, в свете юпитеров и шуме аплодисментов, но и сейчас я не чувствую пустоты, и благодарность моих учениц значит для меня не меньше, чем былые восторги публики… Васильев подозрительно спрашивает: «Ты ведь сейчас не танцуешь, почему же все время приходишь с цветами»… (Е. Максимова, "Мадам "Нет"")

ОНА обратила на себя внимание еще в начальных классах балетного училища – Белка из детской оперы «Морозко», маленькая Маша из «Щелкунчика», Амур из «Дон-Кихота», Аистенок из одноименного детского балета. Грациозная девочка с идеальными пропорциями, ангельским личиком и железной выучкой никого не оставила равнодушным.
Екатерина Максимова не уставала пробовать новое, рисковать, раздвигать каноны, продлевать короткий сценический век балерины – даже после страшной травмы позвоночника, чуть не приковавшей ее к постели, Екатерина Сергеевна смогла вернуться на сцену и процарствовать там еще много лет. Не успели закрепить за ней амплуа идеальной лирической балерины, лучшей Жизели, Маши из «Бахчисарайского фонтана», Музы из «Паганини», Золушки, Сильфиды, а она уже просит дать ей огненную роль Китри. От нее ждут бравурных комедий, а она уже танцует Юлию в трагическом балете Мориса Бежара «Ромео и Юлия», жестокую самовлюбленную Розу в «Голубом ангеле» Ролана Пети или мудрую Татьяну из легендарного «Онегина» Джона Крэнко.

С «Каменного цветка» началось ее многолетнее сотрудничество с Юрием Григоровичем. Зрителей поразило в ее Катерине сочетание хрупкой беззащитности и огромной душевной силы.
Но когда обострились отношения с царем и богом Большого Юрием Григоровичем, «самый красивый дуэт в мире» пустился в свободное плавание.

Екатерина Сергеевна выступала на лучших сценах мира – весь золотой репертуар российского балета и многое из того, что было недоступно «рядовым» солисткам, она станцевала, незабвенно и неповторимо.
А еще одержала много побед на совершенно, казалось бы, чуждой балету территории кино и телевидения («Фуэте», «Галатея», «Старое танго», «Чаплиниана»), завербовав в балетоманы миллионы зрителей...

А потом... А потом плавно перешла к преподаванию, которому отдавала душу и силы буквально до последнего дня. Не прийти на репетицию со своими учениками было для Екатерины Сергеевны просто немыслимо. Так репетировала с Максимовой Галина Уланова, которая сопровождала свою любимую ученицу везде – в гримерной, за кулисами, даже подбирала ей книги, помогающие лучше войти в образ. Екатерина Максимова украшала своим участием любую сцену и любое свое амплуа, повторяя: «Не важно, где танцевать, лишь бы танцевать»...

"Фуэте"
Е. Максимовой (Балерине)

"Всё начиналось с Фуэте,
Когда Земля, начав вращение,
Как девственница в наготе,
Разволновавшись от смущения,
Вдруг раскрутилась в темноте.
Ах, только б не остановиться,
Не раствориться в суете,
Пусть голова моя кружится
С Землею вместе в Фуэте.
Ах, только б не остановиться,
И если это только снится,
Пускай как можно дольше длится
Прекрасный Сон мой - Фуэте!
Всё начиналось с Фуэте!
Жизнь - это Вечное движенье,
Не обращайтесь к Красоте
Остановиться на мгновенье,
Когда она на Высоте.
Остановиться иногда
На то мгновение - опасно,
Она в движении всегда
И потому она прекрасна!
Ах, только б не остановиться...".

Валентин Гафт

Екатерина Максимова ушла из жизни 28 апреля 2009 года... Она была истинным примером для подражания, её искусством восхищались во всем мире - она покорила его...