ЮРИЙ КУЗЬМЕНКОВ... Ко Дню Рождения...

ЮРИЙ КУЗЬМЕНКОВ... Ко Дню Рождения...

ЮРИЙ КУЗЬМЕНКОВ... Ко Дню Рождения... Юрий Кузьменков родился 16 февраля 1941 года в обычной рабочей семье. Его отец работал слесарем, а мама была парикмахером. Детство Юрия прошло в подмосковном поселке (можно сказать в деревне) – ныне это московский район Щукино. Рос он хулиганом, но родителей побаивался и слушался. Юрий Александрович рассказывал о них: «Мама была счастлива, глядя на меня, души во мне не чаяла, ведь я – единственное, любимое и неповторимое, семимесячное дите. А вот отец меня наказывал».
Характер Юрия не мешал ему учиться в школе на отлично, проявляя способности к точным наукам. С седьмого класса мальчик увлекся литературой и театром, брал уроки у одного артиста, который работал шумовиком в театре Моссовета. Словом, к окончанию школы он твердо решил для себя стать актером.
Против решения сына категорически выступил отец, который вообще не считал актерство профессией. По его настоянию Юрий Кузьменков предпринял попытку поступить в строительный институт, но провалил вступительные экзамены. На этом отец не успокоился, и Юрию пришлось пойти учиться в ПТУ на слесаря-инструментальщика.
Однако «вирус сцены» уже прочно сидел в сознании Юрия Кузьменкова. В свободное от учебы время он стал играть в местном самодеятельном театре, где получал от этого настоящее удовольствие. Талантливому юноше доставались практически все главные роли, и зрители всегда с восторгом встречали его появление. Однажды о нем даже написали в заводской многотиражке, отметив его мастерство. После этого Юрий уже не сомневался в своем призвании.
Хвалебная статья в газете вскружила Юрию Кузьменкову голову. Он, ни много ни мало, отправился прямо к директору Театра имени Моссовета с требованием взять его в труппу. Конечно, принимать в труппу Юрия не стали, но его напор и уверенность в своих силах были вознаграждены – в 1961 году юношу зачислили в студию, которую набирал в этом году при театре Юрий Завадский.
За учебу Юрий Кузьменков взялся со всем энтузиазмом. Его так увлек процесс постижения актерского мастерства, что первые два года он ни о чем другом и думать не мог. Преподаватели же, в свою очередь, отмечали врожденный талант студента, который был настоящим лидером среди однокурсников.
В 1964 году Юрий Кузьменков окончил Театральную студию и был принят в Театр имени Моссовета. Этой сцене он отдал более сорока лет своей жизни…
Свою любовь Юрий Кузьменков встретил, будучи студентом, в лице однокурсницы Галины Ванюшкиной. Юрий Александрович рассказывал «Мы с Галиной вместе поступали в студию при Театре имени Моссовета. Я сразу Галю разглядел и стал за ней ухлестывать, просто проходу не давал девчонке. Учились мы на одном курсе, готовили совместные отрывки, потом играли в студенческих спектаклях. Короче, так много времени проводили вместе, что нам и свидания не надо было назначать»
В 1963 году они поженились. Свадьбу играли прямо в театре, всем курсом, накрыв столы в репетиционном зале. Тем не менее, практически все были уверены, что этот брак окажется недолгим – актерские семьи, создаваемые в юношестве, как правило, не выдерживают проверки временем. Юрий и Галина опровергли всех скептиков. Юрий Александрович рассказывал: «Мы и правда первые семь лет вели весьма активный образ жизни за пределами брака: и я и моя супруга – оба молодые, съемки, творческие поездки, длительные разлуки, такие семейные отношения не тяготили ни меня, ни ее. Но к тридцати годам мы решили поставить точку – либо расставаться, либо строить нормальную семью».
Именно в это время у супругов родился сын Степан, который еще больше укрепил их семью. Впоследствии Степан стал дипломатом, служил при российской миссии в ООН. В настоящее время вместе с женой и двумя дочками живет в Америке.
С первых же работ Юрия Кузьменкова в кино как-то сразу определилось его амплуа – напористого, прямолинейного, уверенного в себе мужчины, не лишенного чувства юмора. Сыграв пару эпизодов, актер уже в 1965 году получил свою первую главную роль – летчика Андрея в драме режиссеров Николая Литус и Леонида Ризина «Дни лётные». Картина рассказывала о буднях пилотов реактивных самолетов, для которых ежедневный риск является неотъемлемой частью профессии.
Летчики, военные, рабочие – простые и сильные мужчины – такие персонажи, как правило, и становились героями Юрия Кузьменкова на киноэкране. Среди его работ второй половины 60-х: лейтенант Иван Фомич Климченко в военной короткометражке «Западня», красный командир Степан Михайлович Костров в фильме «Орлята Чапая», Степан Жихарь в короткометражном фильме «Родом отсюда», крановщик Кузя в мелодраме «Две сестры».
Широкая известность к актеру пришла в начале 70-х, а успех ему принесли картины режиссера Алексея Коренева. Первый раз они встретились на пробах к фильму «Вас вызывает Таймыр». Собственно говоря, как таковых проб и не было. Кузьменков и Коренев сразу пришлись по душе друг другу, и режиссер тут же утвердил его на роль геолога Дюжикова. Фильм, вышедший в 1971 году, представлял собой комедию положений и был выдержан в чисто водевильном стиле – легкий, веселый, с вполне прогнозируемыми, но от этого не теряющими обаяния, поворотами сюжета.
Вскоре Алексей Коренев приступил к съемкам телевизионного сериала «Большая перемена», рассказывающего об учениках школы рабочей молодежи и их учителе Несторе Петровиче. Поначалу режиссер думал отдать главную роль Юрию Кузьменкову. Однако от этой мысли он быстро отказался - Нестор Петрович в его исполнении выглядел сильным мужиком, а по сюжету должен быть рохлей. В итоге Кузьменкову досталась другая ведущая роль – Ивана Федоскина. Как оказалось, Коренев попал в самую точку – актеру удалось создать образ не просто здорового, сильного парня, а очень порядочного человека с большим, добрым, любящим сердцем. За внешним весельем картины скрывался трагизм великодушного мужчины, от которого уходит невеста. Уходит к тому самому Нестору Петровичу. Сцена, где герой Кузьменкова уговаривает продавщицу достать костюм для жениха Полины, просто великолепна.
Юрию Кузьменкову, как и другим актерам, «Большая перемена» принесла колоссальную популярность – по его рассказам, актеру просто не давали прохода на улице, благодарили за роль, признавались в любви.
Юрий Кузьменков и в дальнейшем снимался в картинах Алексея Коренева. По его признанию, у этого режиссера он готов был играть любые роли. Так в 1974 году он сыграл космонавта Юрия Иволгина в комедии «Три дня в Москве», в 1977-м - водопроводчика Митюхина в комедии «По семейным обстоятельствам». Последней их совместной работой стала киноповесть «Честный, умный, неженатый...», в которой Юрий Кузьменков исполнил роль участкового Гриши.
Немало интересных, запоминающихся ролей Юрий Кузьменков сыграл и в картинах других режиссеров. В 1971 году на экраны вышла военная драма «Минута молчания», поставленная по повести Анатолия Рыбакова «Неизвестный солдат». Добрый, проникновенный фильм рассказывал о подвиге советских солдат в годы Великой Отечественной войны и о необходимости сохранять память о тех годах, о тех людях. Юрий Кузьменков сыграл в картине одну из главных ролей – старшины Кости Бокарева, командира небольшой группы бойцов, принимающей бой с фашистами.
Среди лучших работ актера стоит отметить и Петра Сковородникова, друга главного героя фильма «Два капитана» Саши Григорьева. Эта экранизация знаменитого романа Вениамина Каверина стала гимном мужества, преданности, самоотверженности, а ее девиз «Бороться и искать, найти и не сдаваться» волновал сердца миллионов мальчишек на всем просторе Советского Союза.
Из других ролей актера: старший лейтенант Анатолий Жук в драме «Потому что люблю», лейтенант милиции Назаров Александр в фильме «В ожидании чуда», капитан милиции Георгий Матвеевич в детском фильме «Мальчик со шпагой», рабочий Сергей Иванович Дикушин в социальной драме «Легко быть добрым», алкоголик Вася в киноальманахе «Сто грамм для храбрости», лесничий Юрий в молодежном фильме «Лес, в который ты никогда не войдешь», подполковник Фёдор в мелодраме «Если можешь, прости».
После распада Советского Союза Юрий Кузьменков остался не у дел. Фильмов снималось мало, да и то, зачастую не выдерживало никакой критики. Единственную роль в середине 90-х актер исполнил в известной комедии «Ширли-мырли». Появился он там в эпизоде, сыграв мужика с козой.
Вновь сниматься в кино Юрий Кузьменков стал с наступлением нового века. Перейдя на возрастные роли, он стал регулярно появляться на экране в различных сериалах разного жанра – исторических, биографических, криминально-детективных, мелодраматических, создавая абсолютно разные образы. Так у Светланы Дружининой в ее «Тайнах дворцовых переворотов» он сыграл Алексея Макаровв, в сериале «Брежнев» актер преобразился в известного политического деятеля Николая Викторовича Подгорного, в популярном криминальном сериале «На углу у Патриарших-4» его героем стал вор Леонид Архипович Мартынов по кличке «Крест». В активе актера – даже участие в мистическом сериале - в 2008 году он принял участие в съемках « Колдовской любви», создав колоритный образ деревенского пастуха.
Театр имени Моссовета, в котором Юрий Кузьменков проработал более сорока лет, он был вынужден оставить после того, когда узнал, что на полтора года вперед для него не предназначено никаких новых ролей. Юрий Александрович перешел в Театр Российской армии, где ему сразу предложили роль в пьесе Островского. На сцене этого театра, да еще в антрепризе актер играл последние годы своей жизни.
Последние годы Юрия Кузьменкова страдал от сахарного диабета и панкреатита. Однажды, находясь на даче под Москвой, он почувствовал ухудшение здоровья. Жена стала уговаривать его лечь в больницу, но актер отказался. На следующее утро, 11 сентября 2011 года, он скончался от сердечного приступа. Похоронили Юрия Александровича на сельском кладбище в деревне Жабкино Ленинского района Московской области.